Хранительница традиций

Интервью с Надеждой Дмитриевной Алёхиной, которая переняла у своей бабушки традицию изготовления яиц-писанок. Знакомьтесь с мифологией и особенностями росписи, а также с возможностью налаживания своей жизни с помощью этого искусства.

Новое – это часто забытое старое…

Все мы ищем способы сделать свою жизнь более яркой и здоровой, держать под контролем её негативные проявления и помогать расцветать всему хорошему и доброму.

Этого же хотели и наши бабушки, пра-бабушки, пра-пра-бабушки… И одним из способов влияния на жизнь своей семьи наши предки считали расписывание яиц.

Сегодня у нас есть возможность познакомиться с элементами древнего таинства не понаслышке и не по книгам, а через общение с носительницей древней, традиции, у которой в роду живая связь времён не прервалась, а продолжает жить и на сегодняшний день.

Знакомьтесь – Надежда Дмитриевна Алёхина. Жена, мама, бабушка и домашняя берегиня, как и было положено женщине во все времена.

Надежда Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, несколько слов  о себе и о том, как вошла в вашу жизнь древняя традиция расписывать яйца?

Моя бабушка расписывала яйца всегда, сколько я себя помню.  Правда, наши домашние узоры были попроще, чем те, что можно сейчас найти в интернете.

Умение это не воспринималось, как что-то особенное, всё равно как  любая женская работа. В то время, как-то не принято было афишировать такие знания. Воспринимались они как пережиток прошлого. А уж кто учил бабушку яйца расписывать, и почему она это делает именно таким образом – расспросить никто не догадался. Скорей всего получили бы обычный в таких случаях ответ: так надо...

Из дома ни яйца, ни информацию о них не выносили.

Был случай, когда на пасхальной неделе я, ещё ученица второго класса, школы № 30, принесла в школу крашенку. Завтракали в классе тем, что приносили из дома, и учительница потом смахивала с парт мусор и крошки в мусорную корзину. Я собрала скорлупу яйца и, как было принято дома, завернула их в салфетку, чтобы унести домой.

Учительница спросила, зачем я прячу скорлупу в сумку? Я ответила, что бабушка не велит выкидывать и надо это закопать. Учительница удивилась, и объяснив, что две веры в душе держать нельзя (октябрёнок не может верить в такие глупости) предложила попросить прощения перед классом. Было очень обидно и непонятно. За что?

 Как бабушка одевалась, в какой традиции жила, что известно о предках?

Да, просто очень одевалась. Вопрос такой уже не однажды мне задавали. Сама шила себе наряды и внучкам тоже (любила нам платьица фанбарушками украшать). Крой очень простой, на зиму с рукавом платье (холодуйчиком звала). А на лето из более лёгкой ткани, с рукавом три четверти. Мерки снимала ниточкой, завязывая на ней узелки. Писать не умела (потом, как мы с сестрёнкой учиться пошли, с нами тоже училась). Намотает нитку с мерками на спичечный коробок, так и хранит. Каждому свой цвет нитки.

Поспрашивала о предках у старших, вроде как из Уральских казаков. Жили, не задумывались над этим.

Надежда Дмитриевна, а как и когда вы начали расписывать яйца, почувствовали уже себя бабушкиной наследницей, хранительницей традиции?

Лет в шесть, может, баба посадила рядом, чтоб под ногами не вертелась. А хранительницей и до сих пор не чувствую себя. Просто умею и делаю, как всякое женское занятие.

Почему, на ваш взгляд, расписывание яиц получила такое широкое распространение в славянском мире, почему традиция нанесения орнамента на яйцо преодолела века, которые к сохранению дохристианских традиций относились не очень-то дружелюбно?

Может, память генетическая у людей, что так надо. Видно помогало выжить и устроить свой мир.

Яйцо считается соединением стихий – желток – Земля, белок – Вода, плева – облако. Оно и символ зарождения жизни, и символ Солнца, дающего жизнь на Земле. И символ Вселенной.

Это очень энергоёмкая структура, не случайно с ней связано великое множество обрядов и традиций, связанных с освобождением от негативного и налаживанием счастливой жизни. Что очень ценно – расписным яйцом невозможно навредить, можно только внести в жизнь хорошее.

Есть, например, такая древняя легенда:

На берегу Реки Жизни сидела Богиня, расписывала яйца-обереги на лад, мир, любовь, достаток, всё, что в семье надобится…

А Бог разламывал писанку пополам, вдыхал душу и отправлял половинки по Реке Жизни, чтобы они проплыли по реке, обрели жизненный опыт и встретились снова, в назначенное время и в назначенном месте, и стали единым целым. И если исполнялось сказанное, рождалась на Земле счастливая семья.

Но Река Жизни имеет свой характер, свои законы движения, неподвластные даже Богам. Пока половинки плывут – некоторые попадают на стремнину и несутся быстро, а некоторые – притормаживают на мели, в заводях реки, слишком рано пристают к берегу… В результате не всегда половинкам удаётся встретиться.

Но Природа берёт своё, и в поисках целостности бывает, что соединяются половинки разных писанок,( с разными узорами). Создают семью, стремятся к гармонии. Но это непросто – узоры-то на разных половинках разные…

 Муж и Жена могут не просто проживать жизнь, а творить её, дополнять её узоры, но если они изначально встречаются как две половинки – жизнь творить проще, узоры богаче будут..

 Жена, когда хочет внести больше любви и лада в семью, призвать деток, привлечь достаток, имеет возможность обратиться, написав  писанку за помощью к Богам. Раньше так и называлось расписно яйцо- письмо к Богу. Вот, выполняя все каноны написания, женщина садится писать свой узор жизни на яйцах(гармонизируя отношения в семье, прописывает свою просьбу на писанке), причём делает его одинаковым на обеих половинках…

Так и хочется рассказывать эту легенду нараспев, под гусельный наигрыш…

Вы говорите – «Богиня-жена готовится должным образом» - значит не во всяком состоянии стоит расписывать яйца? Надо как-то готовиться?

Расписывали яйца только женщины и только в женские дни недели (среда, пятница, суббота).

И только один раз в году, в Великий четверг ( мужской день) писала женщина писанки для всей семьи. Такие обереги особенно ценились. Оберег, написанный к Празднику возрождения, если и выдували, то только после Троицы. Такие яйца называли выдутками.

Обереги писались только на живом яйце, оплодотворённом, свежем, в идеале – взятом от молодой курочки в марте, между двумя новолуниями.

То есть просто не в новолуние? Между двумя новолуниями – это ведь весь лунный цикл получается?

ДА!

Если яйца расписывались в Великий четверг, рано утром женщина выходила на крыльцо с веретеном.

Сначала она пряла нить против часовой стрелки (противусолонь), словно останавливая ход времени, потом завязывала узелок (зародыш жизни) и после него пряла нить по солнышку (посолонь), чтобы творить мир по-своему разумению.

Как Богородица на Земле она выстраивала свой мир, чтобы охранять семью.

А для этого – вписывалась во время ( ощущала себя частью этого мира, соглашаясь и подчиняясь его законам).

 Если писать в другие дни – тоже желательно проводить обряд с веретеном? А с этой нитью потом как поступали?

НЕТ! Только раз в году. А хранилась пряжа прямо на веретёшке.

Надежда Дмитриевна, вы говорили, что при расписывании яиц невозможно сделать что-то плохое, обязательно хорошее будет. Почему так получается?

Здесь много интересных моментов, связанных с самим написанием и материалами для росписи.

Само яйцо – символ Солнца, дающего жизнь на Земле. Оно, по определению, несёт нам свет и тепло.

Расписывали всегда белые яйца, а белый цвет – цвет божественного совершенства. Небесной чистоты и чистоты помыслов мастерицы. То есть роспись изначально делается на основе совершенства, гармонии.

Первым делом на яйцо наносится развод - обережная сеть, отделяющая добро от зла. Поэтому с писанкой всегда получаешь благополучие.

Пишут всегда с добрыми пожеланиями. Если оберег - для конкретного человека и известны его чаяния, подбираем символы нужные, к каждому событию, свои; для подарков на Пасху расписывают яйца на общие темы – благополучие, здоровье и т.п. Вплетать недобрые мысли в сетку божественного благополучия просто невозможно, не будет обережек работать. И точно так же работа с пожеланиями добра и счастья вносит больше радости в жизнь той, которая пишет.

Вроде говорилось про материалы для росписи, что ещё нужно кроме самого яйца?

Вода для размешивания красок.

В среду, вечером или в Великий четверг рано утром, шла хозяйка за немой водой.

Такая вода бралась из реки по течению или из трёх (и более) колодцев. Воду несла, не глядя ни на кого, и ни с кем не разговаривая, чтобы не внести лишней информации. Удачей считалось растопить снег или набрать воды в грозу.

Краски. Краски брали от радуги и от людей. От радуги - это из растений (корни, трава, цветы, ягоды..)

Должна быть сила земли, подземных вод, сила Солнца и благодатного дождя (небесной воды) в каждом растении.

Воск. Берётся обязательно натуральный пчелиный воск.

Только натуральный воск даёт линию с чётким контуром - парафины и т.п. материалы не обеспечивают плотного прилегания к яйцу, краска под них затекает.

Пчелу называли Божьей мухой, все её продукты идут на пользу.  Из душистых цветов (сила Земли) собирает нектар, пьёт росу, в которую по легенде обратилась Заря-Заряница. Даже если пчела укусит – после этого умирает сама, а сами укусы, только укрепляют наше здоровье.

Исключительные качества пчелы и её воска являются ещё одной гарантией того, что расписное яйцо всегда бывает только на пользу человеку.

А если о красках подробнее? Какие краски брали и почему?

Белый. Фоновый цвет яйца.

Это цвет Небесной чистоты и света, и чистоты помыслов человеческих.

Это основа для росписи, и как невозможно испачкать свет небесный, так не получится и сделать роспись яйца не во благо.

Жёлтый. Цвет жизни, здоровья, достатка.

Добывали его из коры молодых яблонь или тополей, и потому называют этот цвет иногда «яблонька» (яблонькой покрасить).

Как продолжение жёлтого цвета и добавление к нему шёл зелёный. Целительские писанки писали на зелёном поле или вносили в орнамент этот цвет.

Красный. Сила, активность, любовь, удача. Цвет огня, цвет Рода.

Цвет огня, ведь по одной из легенд, именно из угольков костра родились первые земные боги – Муж и Жена.

Чёрный

Цвет ждущей плодородной земли.

Красота какая! Всё продуманно, во всём свой смысл! Ещё собственно до росписи не дошли, а сколько всего интересного и важного!

Вот из этих важных интересных мелочей и складываются сила и красота древнего оберега! Пропусти их – и получишь  пустышку…

А что происходит, когда начинаем расписывать? С чего начинаем? Помните, в «Приключениях Гулливера» описывалась война по поводу того, с какого конца яйцо есть – с острого или тупого? При росписи это имеет значение?

Узкий конец яйца считается верхом Небом ( Правь), а широкий – низом, Землёй (Навь). В середине находится Мир Яви.

Как всё в жизни, начинается с Неба, с замысла, который потом воплощается в земных делах, так и роспись яйца начинается сверху и постепенно опускается вниз.

Двойственная основа мира проявлялась в делении яйца на правую и левую половинки, верх и низ.

Ведём линию сверху вниз, замыкаем её обязательно, создавая в себе и семье здоровый баланс женских и мужских качеств.

Получается, что мы делим яйцо на мужскую и женскую половины?

Мы не делим яйцо, оно, как и жизнь, цельным должно восприниматься.

Мы обозначаем на нём определённые качества.

Вертикальная линия между половинками яйца – это мост, линия взаимопонимания мужчин и женщин. Если хотят встретить свою половинку или внести больше лада и любви в отношения – при расписывании расширяют мост и наполняют его хорошими знаками.

Гармония четырёх стихий и четырёх сторон света проявляется когда мы проводим вторую линию по вертикали.

Воздух, вода, земля и огонь принимают нас!

Приняли нас стихии, а что ещё должно нас принять? Или что должны принять мы?

Потом – горизонталь.

Мы – часть этого мира, и это мы прописываем.

Верхушка – Правь, мир богов, духов покровителей и предков.(Наших мудрых родичей)

Нижняя часть – Навь, Земля, основа, от которой приходят жизнь, здоровье и достаток.

Середина – Явь, наша реальная жизнь с её земными делами (ближе к Нави), мечтами и помыслами (ближе к Яви).

 А собственно по росписи – там тоже каждая линия и рисунок свои смыслы имеют?

Конечно имеют, как без этого?

Сорочье гнездо или Алатырь  - 4 сварги, которые смыкаются между собой в восьмилучевую звезду. Знак равновесия, тишины.

Сороки, как и лебеди, выбирают подругу на всю жизнь (правда в отличие от лебедей, если подруга гибнет – может найти вторую). Кроме того, сороки – птицы запасливые, у них обычно бывает не только основное, но и запасное гнездо.

Поэтому узор «Сорочье гнездо» писался на верность, согласие и достаток в семье, удачу, взаимопонимание.

Обязательно – симметричность половинок яйца.

Вазонка (вазоночка) - оберег женского здоровья, с разными нюансами для девушек и женщин детородного или более старшего возраста.

Цветок - дерево в вазе.

Если женщина – она уже укоренена в род мужа, обязательно приписываем корешок.

Калинов лист - оберег женского здоровья.

Цветы - оберег на рождение и здоровье детей.

Считалось, что Богиня прячет детские души в цветах.

Поэтому если женщина хотела родить ребёночка – на Пасху она творила как можно больше писанок с цветами и дарила их детям.

Цветочный венок точками - на встречу.

Голубки - свадьба с любимым.

Всего, конечно, не перечислишь.

Слушала бы вас и слушала, это бесконечно интересная тема.

Здесь не слушать надо, а настроиться должным образом, взять в руки писачок и повести свою линию, свою гармонию создавать. Традиция – она ведь не только в словах, а в живом деле.

Надежда Дмитриевна, а есть сейчас интерес к этой традиции? Часто вы делитесь этими знаниями? Спрашивают люди, учатся, перенимают?

Спрашивают. Поначалу всё техникой написания интересовались, а сейчас больше содержанием. Да, только не всегда верно воспринимается информация.  Вроде палочки волшебной, вот мол напишу на достаток, и враз богатая стану. Просить надо только то, с чем самой не под силу справиться. А до того попытаться надо.

И последний вопрос – что бы вы пожелали женщинам в нашей сегодняшней непростой жизни?

У меня подход простой – если возникают сложности – делаю всё, что могу сделать для их решения, а потом просто сажусь расписывать яйца. Иногда одно, а иногда и целую серию писанок на удачное решение  и счастье делаю. И не было случая, чтоб не сработало. Это же наше, древнее, женское…

Беседовала Марина Владимировна Заватская

To Top