Инициации в русских сказках

Примеры процессов инициации среди сказочных персонажей

Есть великолепный источник, где мы можем практически наглядно ознакомиться с отношением наших предков к посвящению детей и подростков во взрослую жизнь - русские народные сказки. 

Не буду останавливаться на всем многообразии тематик, затрону лишь одну: ребенок по каким-то причинам уходит из родительского дома. Мотив этого ухода может быть оформлен разными способами: украли братика, надо его спасать (сказка "Гуси-лебеди"); злая мачеха выгоняет из дома ("Морозко", "Василиса Премудрая"); поиск невесты ("Сказка о царевне-лягушке", "Иван-царевич и серый волк"). 

Герой сказки обязательно оказывается лесу, обязательно там есть "злые" герои, которые ему мешают в достижении цели, обязательно есть "добрые" помощники. К злым героям можно отнести гусей-лебедей в сказке, которые сначала братца украли, а потом отправились в погоню за героями, кикимора в болоте, леший, путающий следы и т.д. Добрые помощники - печка (помните, там девочка пироги выпекала), яблоня, серый волк или верный конь. Так и во время инициации перед подростком возникают и полезные наставники и те, чья задача его испытывать.   

Кроме того, очень часто герои попадают в избушку Бабы-Яги. Это символизм смерти в сказке, так как Яга - страж на пересечении мира живых и мира мертвых. Ее избушка мала и тесна ("нос в потолок врос, пятки в стену упираются"), темна и не очень удобна для житья. Она вполне может символизировать домовину. Необходимость "напоить, накормить, в баньке попарить и спать уложить" это отражение того, что после трехдневного поста участники обряда принимают иную пищу, которую может принять их организм. В баньке парить - смыть "русский (живой) дух", в сон могли погрузить специальными сонными отварами. Имитация смерти детства и рождения, пробуждения юности. 

После избушки Яги у героев дело спорится, они успешно выполняют стоящие перед ними задачи и возвращаются домой уже в статусе взрослых людей.

Елена Дыкова

To Top