Инициации как ступени взросления ребёнка

Традиция воспитания ребёнка в народной культуре

В жизни каждого ребенка однажды наступают так называемые "кризисы взросления": трех и семи лет, а отдельно можно выделить еще так называемый "подростковый возраст", который у каждого начинается в разное время и проходит очень неодинаково. С точки зрения традиционной культуры эти кризисы вполне объяснимы - примерно в таком возрасте ребенок проходил процедуру "инициации" и посвящения в другой возраст. 

Вообще обряды инициации, как считают некоторые историки, начинались уже с рождения - через имянаречение. У славянских племен распространена была практика давать младенцу детское имя, которым он пользовался до прохождения последней, "взрослой" иницации, когда мужчины племени нарекали его "настоящим", "взрослым" именем. 

Итак, самый первый этап - имянаречение. Он необходим для того, чтобы показать, что ребенок пришел в мир живых, где у всего есть название или имя, а так же, чтобы продемонстрировать - это человек. Последнее важно с практической точки зрения: рожают детенышей и звери, но звери не дают им имен. Соотвественно боги и духи пращуров должны понимать, что в семью пришел не кто-то, а новый человек.    

 Следующий этап, который не отличался ни у мальчиков, ни у девочек - пострижины, проводился он когда младенец достигал 1 года жизни. Благодаря ему ребенок получал статус "дитя" и его воспитание продолжалось на женской половине избы вне зависимости от пола самого ребенка.

А вот следующий этап, в три года, когда мальчика впервые сажали на коня, а на девочку надевали первое украшение, проводился уже по-разному, подготовка к нему велась мамами-бабушками-сёстрами для девочек и папами-дедушками-братьями для мальчиков.

Далее около 7 лет шли обряды Подпоясывания для мальчиков и Закосычения для девочек, которые переводили детей в категорию подростков.

Последний этап возрастных посвящений проводился в возрасте 13 - 16 лет. Задача данного посвящения состоит еще и в своеобразном испытании подростка, магической и бытовой проверке того, насколько он готов и, говоря вообще, насколько он способен войти в мир, в сообщество взрослых людей. Я позволю себе привести еще одну цитату, на сей раз – из работы российского этнопсихолога Алексея Андреева: «…в отношении к детям, в их воспитании взрослые вынуждены быть предельно точны и требовательны. Иначе мир пойдет не туда. Именно этим вызваны ужасающие нас строгости и жестокость при инициациях. Крошечная ошибка при воспитании со временем поведет к накоплению чужих качеств, и вместо человека ты приведешь в этот мир нечто страшное, имя которому – чужой!..»      
            При необходимости, достигнув возраста 18–21 года, члены сообщества могли проходить и другие, дополнительные инициатические обряды, хотя большая часть такого рода посвящений скорее должна быть отнесена уже к инициациям специализированным или кастовым.      

Елена Дыкова

To Top